ЛИТЕРАТУРА ОБ ЭПОВЫХ

Другие работы

РОДЪ ЭПОВЫХЪ.

Краткiя свъдънiя, составленныя по рукописямъ Н.Е.Эпова и С.Е.Эпова Н.К.Эповымъ.

С.-Петербургъ

ИЗДАНИЕ В.К. ЭПОВА

1899 г.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Среди членовъ обширнаго въ настоящее время рода Эповыхъ давно существовала потребность знать исторiю этого рода. Я получилъ от брата Ивана Константиновича Эпова рукопись, составленную сотникомъ Афонасiемъ Егоровичемъ Эповымъ, умершимъ въ 1895 году, на 93-мъ году жизни. Другая рукопись добыта была вторымъ моимъ братомъ, Василiемъ Константиновичемъ, о той вътви рода Эповыхъ, которая осталась въ Зюльзъ. Послъдняя рукопись была составлена по рассказу 75-лътняго казака Семена Емельяновича Эпова, 7 Августа 1895 года въ с. Зюльзинскомъ, Евгенiем Павловичемъ Эповымъ. Мнъ принадлежитъ только сводъ этихъ рукописей съ необходимыми исправлениями. Фактическая же сторона, конечно, оставлена неприкосновенной.

Мнъ кажется, что желанiе настоящихъ представителей рода знать его исторiю едва ли обусловливается только одним любопытствомъ. Тъмъ людямъ, которые по одному своему рожденiю занимаютъ высокое общественное положенiе и обладаютъ всъми средствами, чтобы получить наилучшее воспитание и образованiе, не трудно играть видныя общественные рола. Но людямъ, неимъвшим ничего подобнаго, надо обладать выдающимися нравственными силами, чтобы прiобръсть всеобщее уваженiе и любовь въ той средъ, въ которую поставила ихъ судьба. Очевидно, что только умъ, энергiя и самоотверженная дъятельность на пользу общую могли создать тъ имена многимъ изъ нашихъ предковъ, которыя съ благоговънiемъ вспоминаются нами теперь. Назовемъ хотя бы самого родоначальника Васiлия Васильевича, прабабушку Марью Семеновну. А сколько въ ближайшее къ намъ время было и теперь есть скромных дъятелей, заслуживающихъ лучшей участи. Мнъ кажется, что намъ, современнымъ членамъ нашего рода, есть чъмъ гордится и въ прошедшемъ и въ настоящемъ. Вотъ почему я думаю, что удовлетворяю одной изъ самыхъ существенныхъ потребностей моихъ сородичей, сдълавъ сводъ изъ дошедшихъ до меня рукописей.

Н.Эпов

Петербургъ,

18 Января 1899 г.

Родъ Эповыхъ въ настоящее время очень распространенъ въ Забайкальъ, в особенности въ казачьхъ станицахъ Цагань-Олугъ и Кондуъ, но отпрыски его встръчаются уже едва ли не по всей Россiи. Такъ есть члены этого обширнаго рода и на дальнем востокъ и въ Петербургъ. Среди ихъ встръчаются и духовные, и врачи, и офицеры, и педагоги, и купцы, но большею частiю они принадлежатъ къ казачьему сословiю Забайкальскаго казачьяго войска. О происхожденiи этого рода существуетъ преданiя и, какъ во всякихъ преданiяхъ встръчаются нъкоторые разноръчiя. Общее въ нихъ одно: предокъ Василiй Васильевичъ Эповъ былъ выходецъ изъ Европейской Россiи въроятно еще въ царствованiе Петра Великаго, между 1720  и 1730 годами, изъ Вологодской губернiи. По однимъ рассказамъ изъ города Великаго Устюга или Яранска, по другимъ – изъ деревни Мышкино, Яранскаго уъзда. По однимъ – это былъ мъщанинъ, по другимъ – государственный крестьянинъ. Въ семьъ было пять сыновей и двъ дочери. По смерти отца, мать не будучи въ состоянiи пропитывать малолътнихъ дътей, принуждена была выйти замужъ. Вышла она за кузнеца Мокея. Когда братья Еповы достигли совершеннолътiя, то нъкоторымъ изъ нихъ надлежало пойти въ солдаты, а въ солдаты въ то время брали поимкою. При содъйствiи вотчима братья несколько разъ укрывались отъ поимки. Когда же скрываться стало невозможно, то Мокей сталъ говорить своимъ пасынкамъ, что рекрутскаго набора имъ не избъгнуть, предлагалъ переселиться въ Сибирь, куда тогда дозволялось переселяться безпрепятственно. Василiий Васильевичъ (среднiй изъ братьевъ), много слышавшiй о богатствахъ Сибири, одинъ изъ всъхъ братьевъ пожелалъ переселиться туда. Вотчимъ его, Мокей, выхлопоталъ ему у начальства паспортъ на переселенiе въ Сибирь и Василiю Васильевичу оставалось только отправиться въ далекiй край, но у него не было совсемъ денегъ. Тогда онъ у своего вотчима научился кузнечному и слесарному, и на желъзъ серебромъ мастерствамъ и сталъ по ночамъ ковать гвозди и продавать ихъ. Такимъ образомъ заработалъ 70 коп., съ которыми и направился въ Сибирь. Такъ какъ денегъ у него было не много, онъ пристроился къ обознымъ ямщикамъ и помогалъ ихъ запрягать, выпрягать и погонять въ дорогъ лошадей, такъ что ямщики его кормили и везли. Изъ Красноярска пристроился онъ къ охочимъ людямъ, съ которыми доъхалъ до г. Иркутска. Здъсь онъ записался въ цъхъ, занялся горшечнымъ и слесарнымъ ремесломъ, но этотъ трудъ приносилъ мало пользы Василiю Васильевичу. Въ Иркутске онъ много наслышался отъ прохожихъ и проезжихъ людей о привольныхъ мъстахъ Забайкалья и ръшилъ перебраться туда. Прибывъ в г. Нерчинскъ, онъ вкоре женился. Здъсь онъ уже не занимался ни кузнечнымъ, ни слесарнымъ ремесломъ, а плотничалъ. Мастерствомъ онъ своимъ прiобрелъ состоянiе, былъ въ почетъ у общества, служилъ по выборамъ казенщикомъ, т.е. сборщикомъ податей, и по каким-то случаямъ, два раза ъздилъ (по мъстному выраженiю “бъгалъ”) въ Иркутскъ, въ последнiй разъ – на своей верховой лошади. По рассказу С.Е. Епова, онъ въ Нерчинскъ прожилъ только три года, но жить здъсь ему не понравилось и, скопивши немного денегъ, Василiй Васильевич задумалъ переселиться вверхъ по теченiю р. Нерчи, узнавъ, что эти места удобны для хлъбопашества и скотоводтва. Желая заняться скотоводствомъ и хлъбопа-шествомъ, онъ переселился въ долину пади Хилы. Р.Хила впадаетъ съ правой стороны въ реку Нерчу. Тутъ прожилъ онъ полгода, но и это место ему не понравилось и онъ переъхалъ еще выше въ падь по речке Илимъ (иначе Торга), впадающей въ р.Нерчу тоже съ правой стороны. Но и тутъ В.В. прожил только одинъ год - ему и это мъсто не понравилось. Он поднялся по течению Нерчи еще выше и остановился на мъстности называемой "Большим лугомъ". Это мъсто особенно понравилоь В.В. и онъ построилъ здъсь домъ. Въ это же время недалеко отъ него, около устья пади Зюльзи жили два домохозяина: Бутинъ и Мальковъ. Ръка Зюльза впадаетъ въ Нерчу съ лъвой стороны. Познакомлись съ В.В., Бутинъ и Мальковъ стали звать его переселиться къ нимъ. В.В. согласился и снова переселился, но въ Зюльзъ уже остался навсегда. Въ Зюльзъ у В.В. родились четыре сына: Никита, Прокопiй, Иван и Семенъ. Когда его дъти выросли, то какъ разъ въ это же время отъ начальства послъдовало распоряженiе о причисленiи всъхъ переселенцевъ къ какимъ-нибудь сословiям. В.В. съ двумя старшими сыновьями, Никитой и Прокопiем, приписался въ крестьяне горнаго въдомства, а младших Ивана и Семена записалъ въ казаки, желая сдълать ихъ вольными людьми. Кромъ сыновей у В.В. были двъ дочери: Ирина и Катерина. Ирину онъ выдалъ за Бъломъстнова, а Катерину за Зенкова. За Бъломъстнова была просватана младшая -Катерина, но когда прiъхалъ женихъ, то В.В. отдалъ старшую, говоря:"Если вамъ не нужна невъста, то возьмите 50 рублей". На Зюльзъ В.В., кромъ своего мастерства, занялся скотоводствомъ.

Рогатый скотъ покупалъ передъ лътомъ и продавал на зиму, и вообще такъ успешно повелъ свои дъла, что скоро разбогатълъ. Кромъ большого количества рогатого скота, имълъ до 600 головъ коннаго табуна (по С.Е. Епову до 1000), любилъ масть вороную, отдавая за одну вороную лошадь двъ белых. Отъ избытка средствъ онъ много выдълялъ на постройку церквей Торгинской и Зюльзинской.

По причислении къ крестьянскому сословию, Никита и Прокопiй стали отбывать всю повинность горнозаводскихъ крестьянъ. Повинность эта состояла въ следующемъ: богатые крестьяне должны были доставлять на заводы по семи кубичекихъ саженъ угля съ каждаго человъка мужскаго пола, способнаго къ работе, а бъдные по очереди уходили на заводы работать на 25 лътъ. Такъ какъ братья Еповы считались богатыми, то доставляли на заводы уголь. Доставку же эту они производили наймомъ. Также поступали и дъти Никиты и Прокопiя, отчего въ концъ концовъ объднели. Тогда стали брать людей для горныхъ работъ и изъ Еповыхъ. Некоторые изъ нихъ переписались въ мъщане, а когда разбогатъли - въ купцы. Потомки же Еповых, оставшiеся въ крестьянахъ, продолжали относить всю тяжесть крестьянской повинности до 1851 года, когда всъ они были записаны въ забайкальское казачье войско. Въ этомъ звании потомки В.В. и до настоящего времени проживаютъ въ селенiи Зюльзъ (нынъ поселокъ Зюльзинскiй). Два брата изъ рода Еповых, оставшихся въ Зюльзъ, Петръ и Алексъй Григорьевичи, со своими семействами перечислились въ Уссурiйское казачье войско. Они переселились въ станицу Козловскую на р.Уссури. Петр Григорьевич переселился по распоряжению начальства, а Алексей добровольно, по вызову брата, въ 1867 году.

Около 1760 года, въроятно для устройства границы съ Китаем, начальство вызывало людей изъ податного сословiя въ пограничные казаки. Василiй, переводя двухъ младших сыновей въ казаки, отдалъ двъ тройки вороных, а старшие два сына остались по ихъ желанию въ крестьянах на Зюльзъ. Младшие сыновья сначала уехали въ Цурухай (Цурухайтуй), а оттуда постоянно подвигались вверхъ по Аргуни до Абагайтуя и наконецъ поселились въ Олкучанъ. Иванъ былъ женатъ въ Зюльзъ на Агафьъ Павловнъ Раздобъеной. На службъ въ казакахъ онъ дослужился до чина сотника. До прибытiя братьевъ и во время ихъ перваго здъсь пребыванiя по границъ было расположено десятское войско. Изъ Олкучана Иванъ переселился въ Чиндатантъ. По смерти Ивана дъти его: Павелъ, Трофимъ, Никита, Григорiй и Василiй возвратились въ Олкучанъ, где жили долго и разьъхались въ 1820- году въ Соктуй и Кондуй. Младшiй сынъ Василiя (выходца изъ Россiи) Семенъ женился въ Олкучанъ на Марьъ Семеновнъ Поповой изъ г. Нерчинска, служилъ урядникомъ, жилъ и умеръ въ Олкучанъ. У него было пять сыновей: Василiй, Егоръ, Никифоръ (померъ\ въ Олкучанъ въ 1806г.), Афонасiй и Максим. Дочь Прасковья, вышла за священника Василiя Писарева из Торгу. Старшiй сынъ Семена Василiй жилъ 90 леть, имълъ дътей отъ 1-го брака съ Марфой Ерофъевной Перебоевой: Дарью, Офимью, Ульяну, Татьяну, Елизавету и Федосью. Отъ второго брака съ Авдотьей Петровной Вершининой были сыновъя: Ферафонтъ, Василiй и Прокопiй, дочь Ирина. Отъ третьего брака съ Варварой Алексъевной Портсяной имълъ сыновей: Фому, Ивана и дочь Анну. Онъ служилъ казаком 37 лътъ, былъ въ Иркутскъ по собственнымъ надобностямъ, растратилъ денегъ до 1000 р. серебромъ. Померъ онъ въ Ноябръ 1885 г. Дочери Василiя были выданы: Дарья за Истомина, Офимья за Березовскаго, Ульяна за свящ. Стукова, Татьяна за Бълокопытова, (Елизавета умерла въ девицахъ), Федосья за Пушкарева, Ирина за Софронова и Анна за Денисова. Второй сынъ Семена Егоръ родился въ 1778 году* 3-го Ноября, умеръ въ 18(?) 7 Апръля. Женатъ былъ на Аннъ Алекеевнъ Кобылкиной.
Имълъ сыновей: Андрея, Константина, Афонасiя, Егора и Николая; дочерей: Евдокiю, выданную за дьячка Александра Виноградова и Дарью, выданную за Алексъя Золотухина.
Внуки Егора: Андрей был женатъ на Аннъ Львовнъ Кармановой. Ихъ дъти: Савва, Максимъ, Андрей, Iосифъ, Мефодiй, Марья, Аграфена, Елена, Елена и Федосья.
Афонасiй былъ женатъ на Иринъ Гаврильевнъ Деревянной. Ихъ дъти: Егоръ, Татьяна, Федосья, Авдотья, Васса и Елена.
Константинъ Егоровичъ въ 1-й раз женился на (?) Алексъевнъ Токмаковой. Отъ этого брака родились Марфа и ?. Второй разъ женился на Екатеринъ Егоровнъ ?. Отъ этого брака родились: Елисъй, Евдокiя, Ивнъ, Василiй, Николай, Анна.
Егоръ Егоровичъ былъ женатъ на Татьянъ Ивановнъ Бутариной. Ихъ дъти: Парасковья, Катерина, Авдотья, Иван, Николай и Афонасiй.
Николай Егоровичъ былъ женатъ на Натальъ Давыдовнъ Колесниковой. Ихъ дъти: Анна, Аксинья, Клавдiя, Евлампiя, Марья, Улита, Григорiй, Петръ и Алексъй.

Прадъд нашъ Семенъ, умершiй 40 лътъ, оставилъ женъ и дътямъ хорошее состоянiе. При смерти своей Семенъ полагалъ пристроить придълъ къ Торгинской церкви. Этотъ обътъ его Марья замънила постройкою въ 1806 году въ Кодуъ каменной церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и св. мучениковъ Кирика и Улиты. Для постройки церкви главная часть матерiала, т.е. кирпичъ и камни взяты были изъ развалинъ древняго города при устьи долины Кондуя и извъстнаго подъ названiемъ “городки” или “Кыремъ”. Строительнеицъ по тогдашнему малолюдiю, церковь стоила до 80 тысячъ р. ассигнацiями (около 23 т. рублей серебром) и она, до того проживавшая въ Олкучанъ переселилась съ Афонасiемъ и Василiемъ въ Кондуй, а Егоръ оставался въ Олкучанъ до 1831 года, завъдуя обширнымъ по тогдашнему времени хозяйствомъ. Марья прожила послъ постройки церкви еще 18  лътъ, была извъстна благотворительностью не только по Нерчинскому, Нерчинско-Заводскому округамъ, но даже въ Иркутскъ, По всему видно – прiобрътенiе капитала тогда было возможно. Василiий Васильевич (выходецъ) при своихъ мастерствахъ занялся хозяйствомъ и развелъ табунъ лошадей до 600 головъ, Каждому изъ дътей оставилъ по 150 штукъ, Семен оставилъ женъ и дътямъ табунъ уже не въ 600 головъ и 400 головъ рогатаго скота. Въ это время было значительное требованiе лошадей и скота на горные заводы и заграницу. Марья Семеновна продавала гурты по высокимъ цънамъ и скопила достаточное количество денегъ на постройку церкви и на прочiя потребности. Въ 1820 году она дътей раздълила и сама осталась съ Афонасiемъ при 600 гол. Табуна, а другiя 600 отдала прочимъ сыновьмъ, т.е. Василiю, Егору и невъсткъ, женъ Никифора, Парасковьи Логиновой Дунаевой съ дътьми Иваномъ и Антономъ. Вотъ почему дъти Афонасiя должны болъе благодарить бабушку Марью Семеновну. А фонасiй послъ смерти матери удълилъ братьямъ еще по 30 головъ табуна. Изъ свъдънiй, дошедших върнымъ путемъ, известно, что и шкатулка при Афонасiи осталась пополнъе, чъм тъ, которыя достались другимъ братьямъ.

Вышеупомянутыя развалины (городки) около Кондуя должно быть или огромнымъ домомъ владътельной особы, или языческимъ храмом (капищемъ). Всего въроятнъе, что это былъ дворецъ монгольскаго владътельнаго князя, называвшагося Дайконг или Кон-тайжа. Кон-имя, тайжа-князь (тайдзи). Отсюда и получилось наванiе двух ръчекъ – Кондай или Контай. По крайней мъръ среди монголо-бурятъ существуетъ преданiе, что здъсь жилъ князь Дойконь или Контойжи. Должно быть зданiе было довольно прочной постройки, такъ какъ въ развалинахъ найдено много хорошего матерiала: черепицы, кръпкаго кирпича, каменных грубыхъ изваянiй людей и драконовъ. Одинъ драконъ былъ составленъ изъ четырехъ камней. Изъ этихъ камней два заложены при входъ въ церковъ, а два другiе увезены въ Иркутскъ Преосвященнымъ Ниломъ въ 1847 году. Матерьялъ для выдълки этихъ иваянiй взятъ былъ изъ мъстности называющейся Игадеръ Могойтуй изъ утеса Мекажетъ, находящагося въ 20 верстахъ отъ развалин.

Въ воеводскихъ управленiях Нерчинска и Верхнеудинска можно найти свъдънiя, что во второй половинъ XVIII-го столътия (около 1860 года) сдъланъ былъ вызовъ въ казаки желающихъ изъ русскихъ, бурятъ и тунгусовъ. Казаки по границъ съ Китаемъ существовали и прежде, но очевидно ихъ было недостаточно для охраны вновь проведенной границы отъ Тунки до Усть-Стрълки и отъ Стрълки до Горбицы.

Здъсь въ рукописи А.Е.Епова потерянъ листокъ. Изъ послъдующаго видно, что въ немъ говорилось объ устройствъ казачьяго войска и приводилась нъкоторая характеристика начальниковъ.

Продолженiе рукописи:

Изъ нихъ нъкто Херхеровъ у жены Семена Марьи купилъ 11 чарокъ монгольскаго серебра (4 ф . 22 зол.) и отказался отъ платежа сказавъ:»Это нечисто и контрабанда, и должно поступить въ казну». Другой Дроздовъ у той же Марьи Семеновны купилъ три конца канфъ и расплатился тъмъ же способомъ , сказавъ, что это «нечисто». Довольно удачный способъ обращать нечистое въ чистое. Молодцы начальники не стъснялись и изъ чернаго свободно дълали бълое. Они руководствовались мудрымъ правиломъ, чтобы овцы были тучны, пастыри веселы и волки не голодны.

Нынъшние потомки Еповыхъ измънили первую букву въ Э Трудно сказать, чъмъ они руководствовались , может быть современнымъ произношенiемъ. Сколько я могу припомнить – первый сталъ писать нашу фамилiю черезъ Э сотникъ Андрей Андреевичъ Эповъ. Его примъру послъдовали и другiе.

Другие работы